Последние статьи

Тематика межличностных бесед старшеклассников в социокультурной сфере общения

Шрифт:

Современная наука о языковой коммуникации накопила достаточно фактов, указывающих на ее известную дифференцированность. Целесообразно говорить об отдельных секторах, или сферах общения, в которых, находясь в определенных социально-коммуникативных ролях, общаются индивиды.

Число сфер не безгранично. Для языкового коллектива современного общества характерно не более 11 или 12 сфер общения. Среди этих сфер социально-бытовая (или сервисная, сфера жизнеобеспечения), семейная, социокультурная (приятельская), сфера обучения, профессионально-трудовая, сфера досуга, игр и увлечений, административно-правовая и др.

По-видимому, нельзя построить сколько-нибудь эффективную методику обучения устной (иноязычной) речи без учета дидактически релевантной дифференцированности акустического общения. И дело здесь не только в различии лексико-грамматического инвентаря, фактически задействованного в разных сферах общения, но и в целом ряде других различий, имеющих отношение к контексту психолингвистических категорий (среди которых структура речевого акта, мотивация и тональность общения, уровень использования формул вежливости и т. д.).

В обучении устной иноязычной речи в средней школе сложилась традиция развития ученической компетенции ориентировки в ситуациях практически лишь двух сфер общения: социально-бытовой и обучения.
Обучению общению в такой важной сфере, как социокультурная, уделяется явно недостаточно внимания. Между тем исследователи отмечают огромное значение, которое данная сфера имеет для старшеклассников, у которых (в 8-9 классах) существенно расширяется круг общения, увеличивается их социальное пространство. В это время общение с одногодками рассматривается как один из «основных видов жизнедеятельности» школьников. Как полагает А. В. Мудрик: «…общение обучает нормам морали, которые превалируют в мире взрослых, учит выполнять роли юноши и девушки». 52% опрошенных учащихся 7-10 классов предпочитают проводить время с небольшой группой приятелей (девушки чаще вдвоем). Разговоры встречи в свободное время, в школе, по дороге в школу, – все вместе дает в сумме значительный результат (от трех-четырех часов в будние дни и до семи-восьми часов в выходные дни). До 40% опрошенных на вопрос о том, какая именно совместная деятельность связывает их друг с другом, не дают ответа, что доказывает тот факт, что в этом возрасте дружба ассоциируется с обменом мнениями, разговорами, и т. д., то есть ценятся коммуникативные качества личности.
Какими типовыми видами контактов характеризуется социокультурная сфера общения? Это, к примеру, ничего не значащий на первый взгляд контакт с приятелем или, напротив, доверительный разговор, «светская беседа» во время вечеринки, обеда в гостях и т. д.

Факты повседневной жизни свидетельствуют о том, что во взаимодействии людей общение как вид деятельности имеет самостоятельное значение. Люди удовлетворяют потребность в общении друг с другом, обмениваются информацией. В этих случаях общение, хоть оно и представляет собой необходимый элемент жизнедеятельности людей и важнейшее условие проявления их социального бытия, но оно развертывается само по себе и не обслуживает никакую другую деятельность.

Исследовательский интерес представляют вопросы тематики и структуры общения в социокультурной сфере. Так, В. С. Сафонов выделяет 36 тем и 4 тематических блока доверительного общения: 1) особенности жизни коллектива и его отдельных членов; 2) особенности психологического климата в семье и взгляды на семейную жизнь; 3) особенности проведения свободного времени; 4) о себе в прошлом, настоящем, будущем.

Более подробный реестр тем-мотивов бесед старших старшеклассников предложил Д. Нил. Это 1) город и сельская местность; 2) образование, будущая профессия; 3) личностная информация, семья, друзья; 4) дом, домашний очаг; 5) путешествие, транспорт; 6) досуг; 7) еда, напитки; 8) покупки, обслуживание; 9) удобства, размещение.

Следует иметь в виду еще одну дополнительную особенность общения в социокультурной сфере. Речь идет о частой смене тем или, точнее, их последовательном интегрировании, ассоциативном переходе одного мотива в другой. Возьмем такой пример:

«Partner 1: Is that his wife?
Partner 2: No, that’s Mrs. Diver. They’re not at the hotel. Have you been abroad before?
P1: Yes/ I went to school in Paris.
P2: Oh, … we met all the best French artists in Paris.
P1: I should think so.
P2: My husband is finishing his first novel.» (F. S. Fitzgerald. «Tender Is the Night»)

В этом коротком диалоге (всего 6 реплик), в котором участвуют два коммуниканта (партнеры P1 и P2), темы беседы меняются трижды. Хотя исследование проблемы смены темы в социокультурном диалогизировании выходит за пределы данной статьи, отмечу, что в первом случае (если иметь в виду данный фрагмент диалога) смена темы была вызвана внутренними мотивами собеседника, во втором – ассоциативными (Paris – in Paris).

Итак, умение поддержать разговор, который часто не очень занимает собеседника, предложить свою тему, умело развивая и модифицируя ее, — вот краткий перечень компетенций, которыми должен обладать полноценный коммуникант – член языкового коллектива. Понятно, что трудности овладения этими умениями на иностранном языке увеличиваются во много раз.

Речевые поступки обращающегося обусловливаются побуждениями, стимулами, мотивами. Это желание поделиться новостью, доверить тайну, просто поболтать, узнать о чем-либо, справиться о делах близких, обменяться новостями, мнениями о фильмах, телепрограммах и т. д.

Может ли справиться хотя бы с частью коммуникативных задач наш учащийся, соблюдая при этом этикетные и социальные, и другие нормы общения, которые приняты в лингвосоциуме изучаемого языка? На этот вопрос надо вполне однозначно ответить отрицательно. Доказательством тому служат практически все УМК, в которых, как правило, отсутствуют материалы для обучения речевой компетенции активного участия в социокультурной сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *