Последние статьи

Иностранные языки в системе школьного образования стран-членов ЕЭС

Шрифт:

Реформа средней и высшей школы в нашей стране затронула практически все аспекты школьного и вузовского образования. Не стало исключением и преподавание иностранных языков. Однако некоторые из преобразований в этой области (перераспределение сетки часов, отмена вступительных экзаменов по языку и др.) свидетельствует о том, что в процессе осуществления реформы не до конца учитывались как общеобразовательные и будущие профессиональные потребности учащихся, так и опыт организации преподавания языков за рубежом. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: если за рубежом интерес к изучению иностранных языков постоянно растет, то наши школьники постепенно начали терять внутреннюю и внешнюю мотивацию овладения ими. Естественно, что это сказалось на качестве их знаний, которые и до реформы нельзя было назвать хорошими.

В этой связи представляется заслуживающим внимания опыт организации изучения иностранных языков в системе школьного образования стран Западной Европы, и в частности в государствах, входящих в состав Европейского Экономического Сообщества. На сегодняшний день его членами являются более 12 стран. Как известно, устав сообщества предусматривает координацию не только экономической, финансовой и торговой политики государств, входящих в его состав, но и кооперацию в области образования. Уже 25 января 1969 года на первом совещании министров просвещения этих стран была принята программа коренного улучшения положения с преподаванием иностранных языков в средней школе. В ней, в частности, ставилась задача ввести обязательное изучение как минимум одного европейского языка с 10-летнего возраста, предусматривалась свобода выбора (учащимися или их родителями) изучаемого языка и возможность одновременного овладения несколькими языками на второй ступени обучения.

Анализируемая ситуация преподавания иностранных языков в системе школьного образования стран-членов ЕЭС характерна для первой половины 80-х годов. Но прежде чем рассматривать положение в отдельных странах, остановимся на некоторых общих принципах их школьной языковой политики.

В начальных классах иностранные языки, как правило, не изучаются. Но в рамках эксперимента в некоторых школах Греции, Франции и ФРГ ученикам преподается иностранный язык в качестве факультатива. Исключением являются Бельгия, Ирландия и Люксембург, имеющие по два государственных языка. В Ирландии школьники изучают ирландский и английский языки с 1 класса. В Люксембурге второй государственный язык (французский) преподается на втором году обучения, а в Бельгии (французский и фламандский) с 3 или 5 класса (в зависимости от региона).

Во всех странах ЕЭС в школах изучается как минимум один иностранный язык, являющийся обязательным начиная с 5-7 класса (первая ступень обучения). В зависимости от страны количество часов, отводимых на изучение основного иностранного языка, колеблется от 2,5 до 6 часов в неделю.
Наиболее распространенным в качестве основного иностранного языка во всех странах ЕЭС (коме Испании и Португалии) является английский язык. За ним по количеству учащихся идут французский и немецкий. В англоязычных странах (Англия, Ирландия) на первом месте – французский язык.

В большинстве стран ЕЭС ученики первой ступени обучения (5-7, 9-10 классы), помимо основного, изучают второй иностранный язык, который также является обязательным. В среднем на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю. Наиболее часто в качестве второго иностранного языка избираются французский, немецкий, испанский, итальянский и русский языки.

В ряде стран школьники имеют возможность изучать третий иностранный язык, который обычно преподается на второй ступени обучения (10-11, 12-13 классы). Он является обязательным или факультативным в зависимости от страны или профиля школьного учреждения. В среднем на изучение третьего языка отводится 1,5 – 3 часа в неделю.

Остановимся на анализе организации изучения иностранных языков в отдельных странах.
Англия. В начальных школах (5-11 лет, шесть классов) иностранные языки, как правило, не изучаются. В 60-х годах была предпринята попытка ввести преподавание французского языка с 3 класса. Но родительские комитеты отнеслись к этому отрицательно.

На первой ступени обучения (7-11 классы) в качестве основного изучаются французский, немецкий и испанский языки (2,5 часа в неделю). При этом свыше 70% учащихся отдают предпочтение французскому языку. Изучение второго иностранного языка на данном этапе может начинаться с 9 класса (2,5 часа в неделю), но он не является обязательным.

На второй ступени обучения (12-13 классы) количество часов, предназначенных для изучения иностранных языков, зависит от профиля школы. В школах с техническим и естественнонаучным уклоном на изучение как основного, так и второго иностранного языка отводится 2,5-3,5 часа в неделю, а в гуманитарных – 3,5-4,5 часа. Третий иностранный язык в школах Англии не изучается.

В процентном соотношении изучение иностранных языков в системе школьного образования Великобритании в 1984/85 учебном году выглядело следующим образом: французский язык в качестве основного или второго изучали 72% всех школьников, немецкий – 17%, испанский – 6%, итальянский – 2%, русский – 0,5%, остальные языки (арабский, португальский, шведский, японский и т. д.) – 2,5%.

Говоря об этой стране, необходимо отметить определенную специфику школ Шотландии. Здесь обязательное начальное образование – семь классов. В государственных школах иностранные языки на этом этапе не изучаются. Но в ряде частных школ ученики 7 классов изучают французский или немецкий язык в качестве факультатива. На первой и второй ступенях обучения (8-13 классы) основной иностранный язык (французский, немецкий, испанский, итальянский, русский) изучается с 8 класса (2,5-3,5 часа в неделю). Изучение второго и третьего иностранного языка является факультативным. Второй язык изучается с 9 класса (4-4,5 часа в неделю), а третий – с 13 класса (1,5-4,5 часа).
Бельгия. В начальной школе Бельгии (6-12 лет, шесть классов) изучение языков зависит от региона. Во франкоязычных районах страны изучение фламандского языка начинается с 5 класса (3 часа в неделю), а на территории, где основная масса населения говорит на фламандском, соответственно изучается французский язык. Но в пограничных языковых районах и в Брюсселе преподавание неродного языка вводится уже в 3 классе (3-4 часа). В 5-6 классах количество часов, отводимых на изучение языка, увеличивается до 5-8 часов в неделю.
В 1980/81 учебном году 68% школьников начальных классов Бельгии в качестве неродного изучали французский язык, 31% — фламандский, 1% — немецкий.

На первой ступени обучения (7-9 классы) бельгийский школьники, помимо одного из государственных языков, в качестве основного иностранного языка изучают английский или немецкий (3-5 часов в неделю). К изучению второго иностранного языка в школах страны приступают с 8 класса (2-3 часа). Третий иностранный язык учащиеся начинают изучать в 9 классе (2 часа), но обязательным он является лишь для школ с гуманитарным и экономическим уклоном.

На второй ступени обучения (10-12 классы) количество часов зависит от профиля школы: в гуманитарных и экономических колледжах и лицеях на изучение основного иностранного языка отводится от 3 до 4 часов в неделю, на второй и третий языки – по 2-3 часа. В школьных учебных заведениях ступени обучения с техническим и естественнонаучным уклоном изучается лишь один иностранный язык (английский или немецкий, 2-4 часа в неделю).
Греция. За редким исключением, иностранные языки в начальных школах Греции (6-12 лет, шесть классов) не изучаются. Тем не менее, в настоящее время Министерство просвещения страны рассматривает вопрос о введении преподавания иностранного языка с 5 класса.

На первой ступени обучения (гимназия, 3 года, 7-9 классы) изучается лишь один из иностранных языков (английский, французский, немецкий), на который отводится от 3,5 до 4 часов в неделю.
На второй ступени обучения (лицей, 3 года, 10-12 классы) количество часов, отводимых на язык, несколько уменьшается (2,5-3 часа). Для лицеев с экономическим уклоном на данном этапе обязательным является изучение английского языка.

Учебники гуманитарных лицеев с 10 класса (4-4,5 часа). Для остальных школ второй язык не является обязательным. Одновременное изучение трех иностранных языков в школах Греции встречается крайне редко.

Дания. В народных школах (Folkeskole) Дании (5-16 лет, подготовительный класс, девять классов «фундаментальной» школы и 1 класс второй ступени обучения) обязательным является изучение английского языка. Он преподается с 5 по 10 класс (3 часа в неделю). Изучение второго иностранного языка (немецкого) вводится с 6 класса (2,5-3 часа), а третьего (французского) с 9 класса (3 часа).

Ситуация с изучением иностранных языков резко меняется на завершающей стадии обучения (10-11 классы), когда учебные программы составлены с учетом специализации учебного заведения. В школах с гуманитарным и математическим уклоном на изучение основного иностранного языка (английского) отводится от 3 до 5 часов, второго – 2,5-4 часа, а третьего (испанского, русского, итальянского) – 3 часа. В остальных школах обязательным является изучение лишь двух языков (4 часа в неделю).

Ирландия. Обучение детей в школах страны считается обязательным с 6 до 15 лет. Однако по желанию родителей в школу могут приниматься дети и четырехлетнего возраста. В начальной школе (1-8 классы) учебники изучают два языка, являющихся государственными: ирландский и английский. Другие языки на этом этапе не преподаются.
Не является обязательным изучение иностранных языков и на первой – второй ступенях обучения (9-14 классы). Тем не менее, свыше 70% учащихся изъявляют желание изучать хотя бы один иностранный язык на первый ступени обучения (9-11 классы) и 45% — на второй (12-14 классы) в качестве факультатива (3 часа в неделю). Французскому языку отдают предпочтение 86% школьников, испанскому – 11%, немецкому – 3%.
Испания. В начальных школах страны (6-10 лет, четыре класса) иностранные языки не преподаются. В соответствии с законом от 1971 года изучение иностранного языка является обязательным начиная с 6 класса. Теоретически школьники имеют право выбрать один из иностранных языков: английский, арабский, итальянский, немецкий, португальский и французский. Однако на практике этот выбор зависит от реальных возможностей школы, от того преподавателя иностранного языка, который работает в данной школе.

В течение всего периода школьного обучения ученики, как правило, изучают (2-4 часа в неделю) один иностранный язык, причем 61% из них – французский, 38% — английский.

Италия. В итальянских школах, как и в Испании, ученики изучают лишь один иностранный язык. В начальных классах (6-11 лет, пять классов) иностранные языки не преподаются. Однако в настоящее время Министерство просвещения проводит эксперимент, цель которого – начать изучение иностранного языка с 3-4 класса.
На первой ступени (5-8 классы) изучаются (в среднем 3 часа в неделю) английский язык (45% учащихся), французский (33%), немецкий (15%), испанский (7%). На второй ступени (9-13 классы) количество часов увеличивается до четырех.

Следует отметить, что выбор иностранного языка в школах Италии часто ограничен: лишь в крупных городах ученики имеют возможность выбрать интересующий их язык, в сельской же местности изучение того или иного языка зависит от сложившихся традиций. Так, в пограничных с Францией районах обычно преподается французский язык, а в районах, примыкающих к Австрии, — немецкий.

Люксембург. Государственными языками страны являются немецкий и французский. Преподавание всех школьных предметов ведется на немецком языке, но уже с середины 2 класса начальной школы (6-12 лет, шесть классов) вводится обязательное изучение французского языка. Количество отведенных на его изучение часов резко возрастает в 3 и последующих классах. Всего из 27 уроков в неделю в начальных школах страны почти половина посвящена изучению языков: немецкий – 9 часов (1 класс), 7,5 часов (2 класс), 4,5 часа (3-5 классы), 4 часа (6 класс); французский – 3 часа (2 класс), 7 часов (3, 4, 6 классы), 7,5 часов (5 класс). Впоследствии количество языковых уроков несколько уменьшается (3-6 часов в неделю).

На первой ступени обучения (7-9 классы), начиная с 8 класса, вводится обязательное изучение английского языка (4-6 часов).

На второй ступени (10-13 классы) для изучения первого иностранного языка в школах с техническим уклоном отводится 2 часа, второго и третьего – 1 час. Ученики, получающие классическое гуманитарное образование, основному иностранному языку на данном этапе обучения посвящают 5 часов в неделю, второму – 3-4 часа, третьему – 3-5.
Нидерланды. До 1985 года в начальных школах страны (6-12 лет, шесть классов) иностранные языки преподавались лишь в качестве факультатива. Но с 1986/87 учебного года после серии экспериментов Министерство просвещения ввело обязательное изучение английского языка начиная с 4 класса (1 час в неделю). Исключением является провинция Фриз, где школьники с 1 класса изучают два языка: родной (фризский) и нидерландский (голландский).

На первой ступени обучения (7-11 классы), начиная с 7 класса, ученики изучают два иностранных языка: или, продолжая изучать английский язык в качестве основного (3-4 часа), приступают к изучению французского (3 часа), или же, избрав французский язык основным, английский изучают как второй.

С 8 класса вводится обязательное изучение третьего языка (немецкого, испанского, русского, 3-4 часа в неделю).
В школах первой ступени с техническим уклоном основным иностранным языком обязательно должен быть английский (от 3 до 17 часов в неделю) в течение 4 лет (7-10 классы), вторым – немецкий (3-8 часов), в третьим – французский (3-6 часов).

На второй ступени обучения (гимназия, лицей, 12-13 классы) количество часов, отводимых на изучение языка, зависит от профиля учебного заведения. В гимназиях и лицеях с техническим уклоном основной, второй и третий языки изучаются в среднем по 3 часа в неделю, а с гуманитарным – по 6 часов. Программой для технических школ предусмотрен выпускной экзамен по одному иностранному языку, а для гуманитарных – по двум. 98% учащихся всех школ второй ступени предпочитают сдавать в качестве выпускного экзамен по английскому языку. В гуманитарных лицеях и гимназиях вторым языком для экзамена 66% выпускников избирают немецкий, а 34% — французский.

Португалия. В начальных школах страны (6-10 лет, четыре класса) иностранные языки не преподаются. на первой ступени обучения с 5 класса вводится обязательное изучение одного иностранного языка (80% учащихся изучают французский язык, остальные – английский или испанский). С 7 класса изучение английского языка наряду с продолжением изучения первого иностранного языка является обязательным. Таким образом, португальские школьники изучают минимум два иностранных языка.

На второй ступени обучения в некоторых школах в качестве факультатива учащимся предлагается изучение третьего иностранного языка (испанского, итальянского, немецкого, русского).

Франция. В начальной школе (6-11 лет, пять классов) изучение иностранного языка обязательным не является. Однако во многих школах ученики по решению дирекции и родительского комитета изучают тот или иной иностранный язык. Количество часов также устанавливается администрацией школы. В 1981/82 учебном году 25350 школьников начальных школ страны изучали английский язык, 6300 – немецкий, около 1000 – итальянский и 195 – испанский.

Теоретически на первой ступени обучения (колледж, 6-10 классы) французские школьники в качестве основного иностранного языка могут избрать любой из 13 языков, включенных в школьные программы: английский, арабский, греческий, иврит, испанский, итальянский, китайский, немецкий, нидерландский (голландский), польский, португальский, русский, японский. Однако на практике этот выбор ограничивается как сложившимися традициями преподавания иностранных языков в конкретном учебном заведении, так и наличием вакансий на должность преподавателя того или иного языка, которые устанавливаются министерством. Специальные инструкции предусматривают возможность создания отдельной языковой группы в классе в том случае, если изучать язык изъявило желание определенное количество учеников (английский язык – 12, немецкий и испанский – 10, итальянский – 8, русский – 6 и т. п.).

Основной иностранный язык изучается во всех школах начиная с 11 класса (3 часа в неделю). Изучение второго иностранного языка начинается с 8 класса (3 часа).
На второй ступени обучения (лицей, 10-12 классы) вводится обязательное изучение третьего иностранного языка (3 часа), но в целом количество часов, отводимых на изучение языков в лицеях, зависит от профиля: в технических – по 2 часа в неделю (основной, второй, третий), в гуманитарных – по 3 часа (основной, третий), 3-5 часов (второй).
В 1985/86 учебном году в качестве основного иностранного языка 85% французских школьников изучали английский язык, 12,5% — немецкий, 1,9% — испанский, 0,3% — итальянский; в качестве второго 15% — английский, 31% — немецкий, 42% — испанский, 6% — итальянский, 2% — арабский.

Следует отметить, что Франция по количеству школьников, изучающих русский язык как один из иностранных, занимает ведущее место среди всех стран Западной Европы. В 1984/85 учебном году русский язык как основной изучали 6849 человек, как второй – 10321, как третий – 8392.

ФРГ. В начальных школах страны (6-10 лет, четыре класса) иностранные языки преподаются лишь в качестве эксперимента (2% учащихся).

На первой ступени обучения общеобразовательной школы (5-9 классы) изучается один иностранный язык (как правило, английский): 5-6 классы – 5 часов в неделю, 7 класс – 4 часа, 8-9 классы – 3-4 часа. В политехнических школах (5-10 классы) с 7 класса вводится изучение второго иностранного языка: 7-8 классы – 4 часа в неделю, 9-10 классы – 3-4 часа.

В гимназиях на первой ступени обучения (5-10 классы), помимо живых языков, в качестве основного или второго языка изучается латинский (3-4 часа в неделю). Кроме того, в этих учебных заведениях с 9 класса ведется преподавание третьего иностранного языка (3-5 часов). Иногда в качестве третьего языка учащиеся гимназий изучают древнегреческий.

На второй ступени обучения (11-13 классы) в гимназиях продолжается изучение трех языков. Однако количество отведенных для этого часов несколько уменьшается: основной язык – 2-4 часа, второй и третий – по 3 часа.
Необходимо отметить, что количество часов, предусматриваемых программами на изучение того или иного иностранного языка, в различных землях Федеративной Республики Германии иногда резко отличается, несмотря на принятое 28 октября 1964 года Гамбургское соглашение унификации школьного образования.

Подводя итоги анализу организации изучения иностранных языков в странах ЕЭС, кратко остановимся на тех моментах, которые, по нашему мнению, могут послужить точками сопоставления при оценке некоторых преобразований в системе нашего школьного образования.

1. В начальных школах большинства стран-членов ЕЭС иностранные языки не изучаются. Однако многочисленные эксперименты, проводимые в настоящее время в ряде стран свидетельствуют об общей тенденции к более раннему началу преподавания языков.

2. Как суммарное, так и поэтапное количество часов, отводимых на изучение иностранных языков, во многих странах ЕЭС значительно превосходит объем часов, который предусмотрен для этих целей нашими школьными программами.

3. Даже ограниченная целым рядом объективных факторов свобода выбора иностранного языка, практикуемая в некоторых странах, играет немаловажную роль в усилении внутренней мотивации овладения им. А возможность одновременного изучения нескольких языков, несомненно, способствует повышению общеобразовательного уровня учащихся.

4. Материалы, которыми мы располагаем, не позволяют объективно оценить как результативность системы организации изучения иностранных языков в странах ЕЭС, так и эффективность используемых методов обучения. Заметим однако, что в плане методов существует значительное и вполне оправданное, на наш взгляд, разнообразие, обусловленное в первую очередь сроками и целями изучения языков, а также будущими профессиональными интересами учащихся.

В целом же образование ЕЭС послужило своеобразным толчком к активизации изучения иностранных языков в школах и вузах государств, входящих в его состав, и к совершенствованию методики их преподавания, иначе говоря, налицо закономерный результат реализации конкретного социального заказа.

В заключение отметим, что изучение русского языка в системе школьного образования стран-членов ЕЭС далеко не соответствует той роли, которую он играет в современном мире. Однако последние данные об увеличении количества изучающих его школьников в ряде стран свидетельствует о существующей взаимосвязи между возросшим интересом к нашей стране, вызванным происходящими в ней переменами, и внимание к русскому языку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *