Последние статьи

Принцип новизны как один из принципов коммуникативного подхода на уроке иностранного языка

Шрифт:

С позиции коммуникативного подхода методическое содержание урока иностранного языка определяется 5-ю основными принципами:
1) индивидуализации;
2) речевой направленности;
3) ситуативности;
4) функциональности;
5) новизны.

Следует определить следующие аспекты новизны:
а) новизна условий для формирования и развития речевых навыков и умений: постоянная смена речевых заданий, трансформация речевых образцов, вариативность словосочетаний, компонентов и т. п.;
б) новизна содержания или пособий (новизна содержания должна быть на таком уровне, чтобы ученики ощутили острую необходимость прочитать текст или учебник); в) новизна других аспектов процесса обучения, а именно: новизна форм уроков, их типов, новизна приемов и видов работы, новизна организационных форм.

Так, в Финансовом лицее, где учителя начали работать с новым поколением учебных пособий – The New Cambridge English Course, Family Album, English Grammar in Use by R. Murphy – эта новизна является очень существенной и заметной, потому что содержание учебных пособий, их иллюстративность и информативность вызывают постоянный интерес учеников к изучению иностранного языка.

Те же самые виды и приемы работы могут несколько меняться в зависимости не только от условий и цели, но и средств обучения.

Для подтверждения мысли приведем пример.

В коммуникативной методике для развития диалогической речи широко используются такие упражнения: каждому ученику учитель дает страницу дневника, предлагает выбрать несколько дней недели и записать то, что ученик собирается делать в эти дни и в какое время, ориентируясь на свои реальные и нереальные планы. Затем ученикам, которые работают в парах, рекомендуется пригласить друг друга провести вместе несколько вечеров. Принимая во внимание записи в дневниках, они могут принимать или не принимать приглашения, но в случае отказа указывать причину отказа.

Если учитель уверен в том, что ученики усвоили соответствующий материал, то им можно предложить функционально-семантическую опору (discourse chain map), внося этим самым элемент новизны.

Упражнения на перекодирование информации (Information transfer), которые базируются на переводе информации с одной формы в другую, например с графической в вербальную и наоборот, интересно разработаны с элементами новизны в учебнике «The New Cambridge English Course» (напр., Level 1, c. 16).

Кроме вышеупомянутого, необходимо акцентировать внимание на новизне форм урока, типология которых должна быть разной для начальной, средней и старшей степени обучения. Это уроки-конференции, уроки-круглые столы, уроки-викторины, уроки-заседания клуба дружбы и т. П. все эти нестандартные уроки включают элементы ролевой игры. Ролевая игра занимает особое место в методике обучения иностранным языкам. Она широко применяется как в нашей, так и в зарубежной методике. Но полностью дидактические возможности ролевой игры еще не определены. Поэтому здесь широкое поле для творчества, а, значит, новизны как одного из принципов коммуникативного подхода к учебному процессу по иностранному языку.

Очень активно усваивали десятиклассники тему «Жизнь молодежи». Итоговый урок был проведен в форме ролевой игры под названием: «Встреча в интернет-клубе».

Основными заданиями урока были такие: 1) практика в устной речи на уровне умений; 2) развитие активного логического мышления, наблюдательности, чувства коллективизма; 3) акцентирование внимания учеников на реальных возможностях молодежи в условиях реформации общества, воспитание культуры общения, принятой в современном цивилизованном мире, дружбы, доброжелательности, толерантности, активности, а также необходимости принимать участие в акциях по защите окружающей среды и мира на Земле.

В качестве реквизита на уроке используют плакаты, альбомы, стенды, эмблемы, флажки, визитные карточки, видеозапись и т. п.

На уроках и дополнительных занятиях отрабатываются множество ситуаций касательно жизни молодежи на Украине и в Великобритании. В начале урока проводят несколько подготовительных упражнений, начиная с фонетических. Целью последнего подготовительного упражнения была тренировка учеников в монологической и диалогической речи. Для этого использовали прием «questionary». Каждая пара получает опору в виде функционально-схематической таблицы.

Задание учителя звучало приблизительно так: “My dear friends! I want you to fill in your cards with “pluses” and “minuses”. If you like or prefer something put +, if don’t like it – put -. Then make up your short dialogues and monologues. It may look like this; playing sports, playing the guitar, reading books, watching TV and video, learning English are popular with my friend, but his hobby is collecting coins”.

Только после таких подготовительных упражнений и проводится ролевая игра. Каждый ученик получает еще одну карточку – функционально-семантическую опору «Speech task». Например:
1) Introduce yourself. Tell the audience about your hobbies and ask somebody about his/her hobby;
2) Introduce yourself. Suggest the problem for discussion.

На этом уроке, который проходил в форме встречи в интернет-клубе школьников с Украины и Великобритании, дети обсудили множество вопросов, которые касаются жизни молодежи в обеих странах, но, с учетом возраста детей, внимание акцентировалось на таких аспектах как образование и досуг.

Дети активно общались, пели песни, дарили подарки и, конечно, получали удовольствие. Принцип новизны широко использовался на этом уроке. Это было и групповое общение, и работа в парах, и коллективная речевая деятельность, и, конечно, интересный тематический материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *