Последние статьи

Работа с пьесами во время обучения иноязычной устной речи

Шрифт:
  1. Прочитайте отрывок из пьесы, назовите, какими языковыми средствами стремится показать свою образованность один из участников диалога.
  2. Найдите в приведенном ниже диалоге языковые средства, которые использованы в речи говорящих для передачи их эмоционального состояния.
  3. Прочитайте диалоги. Сравните реплики действующих лиц. Определите, как эти реплики характеризуют партнеров по общению.
  4. Прочитайте отрывок из пьесы и объясните, почему Н. в своей речи употребил те или иные выражения. Как это его характеризует?
  5. Прочитайте диалоги и определите, чем вызвана перемена настроения у говорящих и какими языковыми средствами она выражена.
  6. Сравните два диалога. Определите, какие условия общения повлияли на изменения реплик говорящих.
  7. Определите, как относятся собеседники друг к другу (официально или неофициально, дружелюбно или враждебно и т. д.).
  8. В какой ситуации и в разговоре с кем Н. мог бы употребить следующие выражения (дается перечень выражений).
  9. Опишите ситуацию общения, в которой возможен данный диалог.
  10. Проанализируйте, как обозначенное в ремарке эмоциональное состояние говорящего выражается в его речи.
  11. Найдите языковые средства, которые используются в речи собеседников и подтверждают их характеристику, данную автором в ремарке.
  12. Из приведенных ниже диалогов выберите один, который соответствует описанной драматургом ситуации общения.
  13. Найдите в диалоге подтверждение мысли автора, высказанной им в ремарке.
  14. Учитывая эмоциональное состояние собеседников, расширьте диалог до десяти реплик для каждого говорящего.
  15. Воспроизведите диалог, изменив характер взаимоотношений партнеров.
  16. Измените диалог в соответствии с его новым концом (приводится новый конец диалога).
  17. Прочитайте приводимые ниже реплики персонажа и сыграйте роль его собеседника (собеседницы).

Во время работы с текстом пьес главная задача состоит в том, чтобы развить у учащихся умения самостоятельно строить свои высказывания, адекватные определенным условиям общения. Текст пьесы в данном случае выступает уже совсем не в роли образца иноязычной разговорно-литературной речи высказывания на аналогичную тему, а как определенный стимул к речевой деятельности.

Работу с текстом пьесы можно реализовать способом постановки пьесы или ее отдельных фрагментов, в ходе которой учитель выступает в роли режиссера, а учащиеся — в ролях актеров.

Постановке пьесы предшествует осознание учениками идеи произведения. По словам К. С. Станиславского, необходимо «вскрыть в исполняемой пьесе ее основной мотив — ту характерную для данного автора творческую идею, которая явилась зерном его произведения и из которой, как из зерна, оно органически выросло» (Станиславский К. С. Искусство актера и режиссера // Статьи, речи, беседы, письма. — М., 1953. — С. 486).

Чтобы понять идею автора, необходимо не только прочитать отрывок, выбранный для постановки, но и ознакомиться с содержанием всей пьесы, с политической и социальной обстановкой, в которой развивалось творчество драматурга, с его мировоззрением и убеждениями. Дополнительные тексты об авторе и его творчестве могут быть приведены как на иностранном, так и на родном языке.

В пьесе идея автора, его мысли как бы растворены во всем произведении и находят свое выражение не в каких-либо лирических отступлениях, а в самом действии пьесы, т. е. в избираемом драматургом типе конфликта действия, в характеристике персонажей и их поведении. Поэтому учащиеся на основании анализа всего произведения должны понять, кем является тот или иной персонаж, каково его место в пьесе, для чего он совершает те или иные поступки. Такому пониманию будут способствовать следующие упражнения:

  1. Назовите поступки действующих лиц, подтверждающие их характеристику, приведенную в начале пьесы.
  2. Назовите черты характера действующего лица, вытекающие из его поступков.
  3. На основании совершаемых поступков и речевого поведения Н. опишите его характер.
  4. Дополните характеристику Н., данную драматургом в начале пьесы.
  5. Объясните причину, побудившую действующее лицо поступить так, а не иначе.
  6. Расскажите об отношении одного из персонажей к происходящим в пьесе событиям. Объясните, как это его характеризует.
  7. Проанализируйте, как описывают одного и того же героя разные персонажи пьесы. Сыграйте эту сцену.
  8. Расскажите биографию героя от лица одного из персонажей.
  9. Расскажите о происходящих событиях от лица одного из персонажей.

Только после завершения этой части работы можно переходить к постановке пьесы или ее фрагментов. Выбор фрагментов для постановки зависит от ряда причин, например, от количества действующих лиц, от уровня языковой подготовки учащихся, от их индивидуальных особенностей и актерских способностей.

Кроме постановки пьесы можно использовать и такой прием, как драматическая импровизация, то есть инсценировку событий, не представленных в пьесе. При такой форме работы учащиеся становятся авторами импровизационной сценки (учитель только предлагает тему для этой сценки или дает общее описание ситуации общения). Например, преподаватель просит учащихся сочинить продолжение сценки.

Ученики дома пишут сценарий, который потом проверяется учителем, и получают задание подготовить ролевую игру в соответствии со своим сценарием. На занятии можно провести конкурс на лучший сценарий и на лучшее исполнение ролей.

После просмотра пьесы (отрывка из пьесы) или инсценировки по сценарию, составленному самими учащимися, организуется обсуждение увиденного. Такое обсуждение может проходить в виде ролевой игры. Для этого следи учащихся, не принимающих участия в постановке, распределяются роли, которые они будут играть во время обсуждения: театрального критика, занимающегося творчеством данного драматурга; актера, занятого в этом же спектакле, но в другом театре; заядлого театрала; журналиста, который берет интервью у актеров, исполняющих в спектакле главные роли, и т. д. При распределении ролей необходимо предусмотреть, чтобы во время обсуждения были заняты все учащиеся, смотревшие постановку. Роли и соответствующие им задания для обсуждения указываются в специальных карточках, которые раздаются учащимся до начала просмотра пьесы, с тем чтобы они могли целенаправленно смотреть постановку. Приведем в качестве примера содержание трех карточек:

  1. Вы театральный критик, хорошо знакомый с творчеством данного драматурга. Считаете ли вы, что режиссеру и актерам удалось правильно понять мысли и мотивы писателя? Обоснуйте свое мнение.
  2. Вы актер другого театра, в котором также поставлена эта пьеса. В ней вы заняты в одной из ролей. Выразите свое мнение по поводу исполнения этой же роли в только что просмотренном спектакле.
  3. Вы заядлый театрал, стараетесь посмотреть все премьеры в театрах вашего города. Поделитесь своими впечатлениями от просмотренного спектакля.

Итак, мы рассмотрели возможности пьес для обучения иноязычной устной речи, и определили требования, которым должны отвечать пьесы, предназначенные для такого обучения; показали этапы работы с текстами пьес и привели примеры упражнений, выполняемых на этих этапах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *