Подготовка преподавателей английского языка посредством ДО уже проводится в разных странах. На основании накопленного в мире опыта можно констатировать, что ДО – перспективная форма обучения не только для широкого круга различных пользователей, но и для специализированных групп учащихся, каковыми являются, в данном случае, преподаватели английского языка как иностранного. Такое обучение как форма повышения квалификации представляется чрезвычайно привлекательным для Украины по ряду оснований:
- Учитель получает в системе ДО возможность непрерывного повышения своей профессиональной компетенции как в области языка, так и методики, особенно в тех местах, где централизованное повышение квалификации учителей затруднено из-за географических условий;
- Информационные и дидактические возможности системы ДО, прежде всего современные учебные материалы, предоставляемые в этой системе, позволит не только обеспечить преподавателей и учителей крайне необходимыми материалами для урока иностранного языка, но и расширить репертуар видов учебной работы и, тем самым, повысить эффективность и качество обучения;
- Важным потенциалом ДО может оказаться методическое обеспечение учебного процесса. В дидактический банк этой системы могут быть заложены различные материалы в помощь практикующему педагогу, наибольший интерес среди которых представляют разработки уроков. Помимо этих материалов, эксперт-методист может давать консультации по сложным педагогическим проблемам.
Перечислим компоненты, которые должны входить в систему ДО для преподавателей и учителей иностранного языка:
- Многоуровневая подсистема языкового обучения и развития, предназначенная для повышения квалификации учителей и преподавателей иностранного языка;
- Комплекс учебных курсов, рассчитанных на разный контингент обучаемых и различные уровни обучения;
- Справочная система по языку, включающая словари, грамматические и страноведческие справочники и пр.;
- Информационно-справочная система по методике;
- Информационно-справочная служба дистантного обучения.
Разрабатываемая экспертами система состоит из трех основных блоков: учебного, коммуникативного и информационно-справочного.
- Учебный блок включает в себя специализированный учебный курс для пользователя (учителя), комплекс различных языковых курсов общего назначения и банк дидактических материалов.
- Коммуникативный блок обеспечивает учебный диалог пользователя с преподавателем иностранного языка, ведущим данный курс, участие в конференциях с другими участниками данного курса обучения и выход на эксперта-методиста.
- Информационно-справочный блок предоставляет информацию по запросу пользователя: языковую (автоматизированные словари и грамматические справочники), страноведческую (справочники и мультимедийные энциклопедии) и методическую (рекомендации, разработки уроков и пр.).
Данная система представляет собой, по сути дела, дидактико-информационную среду учителя иностранного языка. Эта среда характеризуется активностью, коммуникативностью и интегративностью – интеграция осуществляется на шести уровнях: системы, технологии, содержания (учебных материалов), учения, информационно-справочного обеспечения и коммуникации.
Таким образом ДО в языковом вузе может применяться для ряда целей:
- формирования коммуникативной компетенции студентов посредством организации непосредственного общения на изучаемом языке с носителями языка и другими коммуникантами;
- развития письменноречевых навыков студентов путем составления письменных сообщений и обработки информации, получаемой из удаленных учебных ресурсов;
- обеспечения информационной деятельности как преподавателя, так и студента;
- получения доступа к современным оригинальным учебно-методическим материалам, которые могут пополнить дидактический банк преподавателя;
- повышения квалификации преподавателя вуза и учителя средней школы;
- значительного усиления индивидуализации обучения, наряду с образованием новых форм группового взаимодействия между студентами;
- перехода к безбумажной технологии обучения (поскольку все виды работ в ДО выполняются с применением компьютера).
В наше время, иностранные языки, в первую очередь английский, становятся все более важным инструментом развития международных отношений и бизнеса, проведения научных исследований, доступа к информации и, наконец, культурного обмена и непосредственного общения между представителями разных стран. К сожалению, преподавание иностранных языков в вузах и школах часто не связано с их естественным динамическим использованием. Развитие телекоммуникационных средств предоставляет обширные возможности для изменения этой ситуации. Вероятно, это не единственный путь приближения процесса изучения иностранного языка к условиям его естественного живого употребления, тем не менее это эффективное, удобное, быстрое и надежное средство целесообразной реальной коммуникации на изучаемом языке с людьми, его изучающими, и носителями языка. Можно ожидать, что, учитывая весь перспективный потенциал дистантного обучения, эта форма образования станет одной из наиболее распространенных.
Добавить комментарий