Последние статьи

Информационные и коммуникационные возможности телекоммуникационных средств

Шрифт:

Информационные и коммуникационные возможности телекоммуникационных средств позволяют выделить ряд направлений в их потенциальном использовании в обучении иностранным языкам как преподавателями, так и студентами:

  1. информационный поиск, выход на банки данных, сбор информации для научно-исследовательской и учебно-методической работы;
  2. взаимодействие с научными и учебными центрами, организациями, отдельными учеными и педагогами в научных целях;
  3. изучение иностранного языка путем работы с информацией на данном языке, и с учебными материалами и курсами;
  4. общение со специалистами, носителями языка в какой-либо области для совершенствования коммуникативной компетенции в данном языке.

Исходя из технико-дидактических возможностей дистантного обучения (ДО), выделим основные направления применения ТКТ в ОИЯ:

  1. Информационная деятельность;
  2. Учебно-тренировочная деятельность;
  3. Коммуникативная деятельность.

Информационная деятельность. Как известно, любая форма обучения или учения основана на информации. Приобретение новых знаний в обучении – это целенаправленный поиск и обработка информации. Само общение учащегося с преподавателем представляет собой информационный процесс.

Вопросы, связанные с информационной деятельностью учащихся, все больше привлекают внимание педагогов. Так, главной задачей школы, по мнению многих ученых, становится не передача учащимся всей совокупности знаний, накопленных человечеством, а формирование способности приобретать необходимые знания самостоятельно.

В традиционном обучении главным источником информации была книга – учебник, дополнительные учебные пособия, справочники и другая литература. С появлением ТКТ и телекоммуникационных сетей появился альтернативный источник информации и знаний – распределенные учебные ресурсы: электронные библиотеки, банки данных и пр. В обучении иностранным языкам на расстоянии информационная деятельность с системе ДО становится одним из главных видов учебной деятельности.

В распределенных учебных ресурсах сегодня можно найти следующие виды информации, представляющие интерес для студента и преподавателя языкового вуза: учебная, научная, справочная и другая специальная литература; лингафонные, видео и компьютерные курсы; специальные курсы ДО. Доступ к этим ресурсам посредством ЭП и Интернета дает пользователю возможность самостоятельно изучать нужную ему информацию, создавать свой собственный банк учебных материалов, переписывая на свой компьютер выбранные источники, создавать необходимые ему новые учебные продукты – сочинения, курсовые и дипломные работы и т.д. Задача преподавателя, ведущего обучение с использованием ТКТ, заключается тогда в обучении студентов пользованию ресурсами ЭП и Интернета, постановке содержательных учебных задач, приобщающих студентов к использованию этих ресурсов, организации индивидуальной и групповой деятельности по анализу этой информацией, ее обсуждению или коллективной работе с ней.

Учебно-тренировочная деятельность. В настоящее время существуют различные формы ДО для обучения иностранным языкам. Это, прежде всего, специально организованное образование в среде ДО. Один из наиболее интересных проектов ДО ИЯ был создан в Центре обучения английскому языку Университета штата Южная Каролина для иностранных студентов. Все иностранцы, собирающиеся учиться в этом университете, должны перед приездом в США пройти курс ДО через ЭП. В этом курсе, длящемся несколько месяцев, абитуриенты выполняют письменные задания, например, пишут свои CV (Curriculum Vitae) и автобиографии, анализируют присылаемые им по ЭП тексты и составляют аннотации. Помимо этой, чисто учебной работы, они обсуждают друг с другом и с преподавателем различные аспекты жизни в США, такие как погода, питание, жилье и т.п. Эта программа оказалась весьма эффективной в двух аспектах: совершенствовании языковых знаний и умений в различных видах речевой деятельности и подготовки к жизни и учебе в США, т. е. страноведческой адаптации.

ЭП, несомненно, может применяться и для других целей. Так, Марк Варшауэр рекомендует использовать ЭП в аудиторной работе. При этом имеются три схемы электронной коммуникации: преподаватель – студент, студент – студенты, студент – партнеры, находящиеся вне класса.

По первой схеме общение происходит в виде формальных/неформальных консультаций, прямого диалога между преподавателем и студентами, обмена информацией (идеями, мнениями), переписки, предоставления студентами письменных работ и т. п. Многие преподаватели отмечают, что в обычном обучении студенты либо не имеют достаточной возможности для общения с преподавателем, либо неэффективно используют эти возможности из-за стеснительности, боязни ошибки или недостатка времени. получив электронный адрес преподавателя, студенты могут задавать вопросы и посылать сообщения о том, что их интересует, в удобное для них время и не опасаясь нарушить покой преподавателя. имея такую возможность, студенты начинают общаться с преподавателем не только гораздо чаще, но и более открыто и эффективно.

Другая схема применения ЭП в аудиторной работе – организация внеклассной электронной дискуссии с помощью почтовых рассылочных списков или участие в деятельности групп USENET по интересам. Простейший способ проведения дискуссии – создание рассылочного списка для группы. Студенты, подготовив свое сообщение на предложенную тему, адресуют его преподавателю на этот список, который автоматически рассылает его всем участникам дискуссии; последние, в свою очередь, отвечают на данное письмо и/или отправляют свое собственное.

Подобные дискуссии интересно проводить в рамках определенной тематики, создав отдельные адреса по каждой теме. Такой электронный клуб может функционировать на протяжении семестра или всего учебного года, и студенты могут участвовать в его деятельности в любое удобное для них время. В конце периода деятельности клуба целесообразно провести живую дискуссию или конференцию его участников, на которой подводятся итоги обсуждения темы.

Рассылочные списки, помимо вовлечения студентов в целенаправленную познавательно-коммуникативную деятельность, предоставляют преподавателю возможность передавать информацию, раздавать задания, распространять учебные материалы и т.д. всей группе. Благодаря этому преподаватель сберегает свое личное время и время занятий, посвящая последнее творческой и/или устноречевой учебной деятельности; экономится бумага, исчезает необходимость изготовления ксерокопий учебных материалов и пр. Студенты же могут скопировать эти материалы на свои собственные диски, распечатать их в случае необходимости или обменяться ими. Это особенно важно для тех студентов, которые пропустили занятия – они могут востребовать необходимые учебные материалы в любое время. Акцент в этой форме обучения смещается с преподавания на самостоятельное учение студентов и их взаимообучение – участвуя в дискуссиях, они учатся друг у друга. Так, например, если у одного из студентов возникает вопрос по грамматике, он посылает его в ЭП, и другие студенты пытаются ответить на него. В случае, если вопрос остается без ответа, вмешивается преподаватель.

Работа в электронных группах по интересам может включать в себя как обсуждение различных тем или отдельных вопросов, так и совместное написание сочинений или редактирование сочинений друг друга. Так, например, преподаватель дает тему и образец письменной работы. Студенты, получив задание, пишут либо каждый свою отдельную часть, либо предлагают свои собственные варианты раскрытия темы, которые прочитываются остальными и затем на общей дискуссии выбираются наиболее удачные варианты или части для общего сочинения. Эта работа может выполняться в парах, малых группах (3-4 человека) или во всей группе. Дидактический эффект такой учебной работы заключается не только в возможности оперативного и удобного распространения учебной информации, но и в организации содержательного, социально значимого и эффективного сотрудничества и общения между студентами. Такие электронные клубы, по наблюдению преподавателей, их устраивающих, стимулируют коммуникативную деятельность студентов, способствуют быстрейшему формированию соответствующих умений.

Использование ЭП по третьей схеме, то есть для организации электронной коммуникации классе, требует наличия в компьютерном классе сети. Важное требование к проведению дискуссии в классе – синхронность, то есть обмен сообщениями должен быть в реальном времени, иначе говоря, мгновенным, а не отсроченным, как в ЭП. Такая коммуникация получила специальное название: «Электронная связь для общения» или «Компьютеризованная дискуссия в классе». Для электронной коммуникации в реальном времени используются специальные программные средства. Методика проведения урока электронной коммуникации такова. Учащимся предлагается задание, например, обменяться информацией (мнениями, сообщениями) по какому-либо вопросу либо совместно написать сочинение на определенную тему. Экран компьютера, на котором работает учащийся, разделен на две части. Печатаемый учащийся текст появляется в нижней части экрана, а сообщения, поступающие от корреспондентов-партнеров по общению – в верхней части. Эти сообщения сортируются по имени отправителя, по теме или получают порядковый номер в зависимости от очередности их поступления в сеть. Задача студента – прочитать сообщение, проанализировать его, найти ему применение (например, в собственном сочинении) и дать на него ответ. Такая работа особенно эффективна при коллективном решении задач, особенно в так называемом «мозговом штурме».

Наиболее очевидное использование электронных дискуссий – в обучении письму. Студенты, изучающие иностранный язык, обычно неохотно выполняют письменные работы, особенно творческого плана – изложения, сочинения, доклады. Организация письменноречевого общения студентов между собой и с преподавателями позволяет преодолеть чувство страха, боязнь ошибки, неумение излагать мысли, так как это общение имеет следующие особенности:

  • оно носит персональный характер, поскольку в нем участвует как данный студент, так и его партеры по общению, которых он знает;
  • оно, в то же время, безличностно, потому что студент не видит перед собой своих партнеров, ибо общается с ними посредством компьютера;
  • это общение диалогично по своей структуре, но из-за возможной задержки как при получении, так и отправке сообщений, в момент порождения высказывания оно имеет монологический характер, что позволяет увидеть его на экране целиком, перечитать, исправить ошибки, улучшить стилистическое оформление;
  • оно мотивировано, потому что цель его – содержательная, конкретная, целенаправленная коммуникация;
  • оно имеет высокую частоту коммуникативных актов и, в принципе, не ограничено рамками урока или задания, т. е. студент обычно посвящает этой деятельности значительное время;
  • письменноречевая деятельность осуществляется не сама по себе и не ради самой себя, а в контексте взаимодействия, общения с заинтересованными в ней лицами. Письмо перестает быть самоцелью, оно теперь обслуживает коммуникацию.

Анализ результатов обучения английскому языку с применением ЭП показал, что если в контрольной группе только 59% студентов высказывались во время устноречевой практики хотя бы один раз, в электронной дискуссии принимали участие все 100% студентов, причем многократно. Кроме того, если в устном диалоге учитель вмешивался в общение в 65% речевых актов, то в электронной дискуссии – всего в 15% актов, т.е. в отличие от обычного иноязычного общения в аудитории, где учитель, как правило, говорит больше студентов, в электронном общении студенты говорят больше между собой, более активно и самостоятельно, не полагаясь на помощь или подсказку преподавателя. В результате студенты группы, участвовавшей в электронном общении, научились письму быстрее и лучше, чем студенты традиционной группы.

Электронная дискуссия должна следовать за этапом введения и первичной тренировки, предшествуя практике устного общения на определенную тему, так как, работая наедине с компьютером, студент может сосредоточиться на своих мыслях, не спеша изложить их, не заботясь о произношении, о том, как вступить в беседу и т. п. После же электронной дискуссии, когда идея была сформулирована и выражена, студенты могут перейти к устному изложению и общению. Студенты в электронных дискуссиях, как отмечает большинство авторов, высказываются более открыто и откровенно, чем в диалоге лицом к лицу, и реже прибегают к родному языку. Следует отметить, что хотя в электронной дискуссии у студентов формируются, прежде всего, письменноречевые умения и навыки, структура построенных студентами предложений, очевидно, более похожа на структуру устных фраз, употребляемых в «живом» диалоге, что позволяет рассчитывать на эффективный перенос этих умений в устную речь.
Как следует из описания дидактических возможностей ДО, так же как и рассмотрения опыта дистантного обучения иностранным языкам, новая технология предоставляет широкие возможности формирования письменноречевой деятельности. Преимущественно ЭП и Интернета как средств обучения письменной речи состоит в следующем:

  1. Любое сообщение, подготовленное студентом в ЭП и предназначенное для отправки корреспондентом, имеет для него личностную значимость, предметность и целесообразность;
  2. Сообщение, отправленное студентом через ЭП, имеет адресата и даже аудиторию, т. е. оно корригирующее воздействие;
  3. Отправив свое сообщение, студент ожидает реакцию на него, т.е. обратную связь, получение которой оказывает на него стимулирующее, и корригирующее воздействие;
  4. Работая с компьютером и не видя перед собой собеседника, тем более преподавателя, студент более спокойно и откровенно выражает свои мысли, не боясь ошибок, которые так заметны на бумаге;
  5. Подготовка сообщения, т.е. письменноречевая деятельность приобретает в ЭП творческий характер.

Все эти преимущества указывают на большую эффективность формирования как письменноречевых умений, так и коммуникативной компетенции студентов в целом.

Популярным видом работы с ЭП становится диалоговый журнал: студент ведет в течение недели свой дневник, который он затем пересылает преподавателю. Тот, в свою очередь, делает свои замечания, комментарии, отвечает на вопросы студента и задает свои. Преподаватель, оперативно реагируя на получение этого журнала, посылает также по ЭП свой ответ студенту. Быстрая реакция преподавателя – огромный стимул для студента. Для преподавателя же такая работа позволяет избежать утомительной проверки многочисленных письменных работ.

Коммуникативная деятельность. Наиболее важный, по мнению большинства педагогов, вид учебной деятельности в ДО, помимо пользования учебно-информационнными ресурсами – коммуникативная деятельность учащихся, осуществляемая через ЭП или Интернет.

В последние годы развитие ТКТ привело к появлению абсолютно новой формы человеческого общения – электронной коммуникации. Эта коммуникация отличается от естественной человеческой коммуникации тем, что она происходит на расстоянии без физического присутствия собеседника и имеет письменную форму. Коммуникация между людьми через Интернет имеет все остальные черты человеческого общения: диалогическая структура общения, свободная форма речевых произведений и практически мгновенная реакция партнера на сообщения отправителя. В силу своей специфики, ЭП, не позволяет получить оперативную обратную связь – она предоставляется с некоторой отсрочкой (задержка определяется временем выхода коммуниканта на связь), которая не оказывает существенного влияния на письменноречевую коммуникацию.

Выделим потенциальных партнеров учащегося, изучающего иностранный язык. Это, в первую очередь, учитель (tutor) или консультант, ведущий курс ДО; эксперты в любой области знаний, к которым можно обратиться через электронные клубы или форумы; и, наконец, носители языка или другие студенты, изучающие тот же язык.

Многие педагоги, использующие ДО в ОИЯ, отмечают возросшую коммуникативную активность студентов, быстрое развитие коммуникативной компетенции студентов. Электронная коммуникация способствует становлению коммуникативной самостоятельности студентов – они привыкают полагаться на себя в разных ситуациях использования языка и принимать независимые решения. В ДО между студентами и преподавателем возникают новые отношения: функция преподавателя становится меньше управляющей, но более направляющей, поддерживающей, консультативно-экспертной. В связи с этим преподавателю рекомендуется поощрять самостоятельность и независимость студентов, но сохранять свое активное участие во всех аспектах учебного процесса. Наилучший результат обучения достигается тогда, когда деятельность студентов в телекоммуникационной среде тесно взаимосвязана с учебным процессом, программой и тематикой занятий. Результат обучения в большой степени зависит от того, как учитель включает электронную коммуникацию в учебный процесс: как дополнение к нему или как его неотъемлемую часть. Когда же она действительно интегрируется в текущую домашнюю работу и коммуникативную деятельность студентов в аудиторных занятиях, в структуре и результатах обучения происходят существенные позитивные изменения.

ЭП и Интернет, помимо чисто учебной работы, очень популярны в развитии связей между студентами разных стран. Так же, как и традиционная переписка с помощью обычной почты, только гораздо более эффективно, электронная коммуникация дает возможность пользоваться изучаемым языком по прямому назначению – для общения, знакомства с людьми, их страной и культурой, причем гораздо легче, удобнее и быстрее.

Оценка результатов электронной коммуникации между студентами, изучающими иностранный язык, и их партнерами в стране изучаемого языка, непроста в силу того, что эта деятельность студентов носит самостоятельный и слабо управляемый характер.

Использование ЭП и Интернета для коммуникации следует рассматривать как дополнительную форму учебной деятельности при изучении иностранного языка. Эти же телекоммуникационные средства могут служить для обучения и даже получения образования в системе дистантного обучения. К этому следует добавить, что работа в ЭП и Интернете должна всегда сочетаться с другими видами учебной работы и заканчиваться групповыми формами устной коммуникации: конференцией, круглым столом, ролевыми играми, беседами и т.п.

Включение ДО в обучение в языковом вузе требует наличия технической базы (компьютерного класса с сетью и подключением к Интернету, желательно через свой сервер и выделенный канал), учета и согласования различных факторов организации учебного процесса (учебного плана, программы по иностранному языку, подготовленности студентов и преподавателей к работе с компьютером и в Интернете, наличия соответствующих методических разработок и т.д.).

Помимо использования возможностей ДО в учебном процессе вуза, дистантное обучение применяется в системе повышения квалификации учителя/преподавателя иностранного языка.
По известным причинам спрос на преподавание иностранных языков и, в первую очередь, английского в школах и вузах Украины растет. В то же время в учебных заведениях остро ощущается нехватка квалифицированных учителей и преподавателей, особенно в сельской местности. Выпускники педвузов все реже идут работать в систему народного образования. Возможность повышения квалификации работающих педагогов в настоящее время также резко уменьшилась, причем это коснулось в большей степени преподавателей вузов в связи с переходом ФПК на хозрасчет.

Практикующий учитель имеет ограниченные возможности для поддержки адекватного уровня владения иностранным языком; сохранения и развития профессионального методического уровня; пополнения банка дидактических материалов; ознакомления с новинками в языке, педагогике и методике, о стране изучаемого языка, о жизни средней или высшей школы и опытом работы коллег как в своей стране, так и за рубежом. Внедрение ДО в систему повышения квалификации работников просвещения позволило бы поддерживать и развивать языковую и профессиональную компетенцию преподавателей и учителей иностранных языков в целом и английского языка в частности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *